Море Фактов

Захваты самолетов. Часть 5

, 7792 просмотра

История знает немало случаев захватов и похищений самолетов. Какой-то угон удавалось предотвратить, а какие-то оказались успешными. Но всегда страдали невинные люди и техника...

1989 год. Захват и угон МиГ-29 в Турцию

Ночь 20.05.1989. Истребительный авиаполк в Грузии. На дежурство, наряду с другими офицерами, заступил Александр Зуев, военный летчик, капитан ВВС СССР.

Он светился от счастья и объяснял это рождением сына. Сослуживцы поздравили его и, конечно же, с радостью приняли угощение, принесенное по этому случаю Зуевым, - большой красивый торт.

Все, кроме новоявленного папаши, съели по куску и вскоре … крепко заснули, потому что Зуев обильно напичкал торт сильнодействующим снотворным. Единственным, кому не достался «деликатес», был заступивший на смену позже остальных механик. Он попытался разбудить мужчин, но безуспешно.

Зачем капитан Зуев это сделал? Чтобы сослуживцы не помешали ему совершить угон истребителя МиГ-29 в Турцию.

Механик мог стать для Зуева помехой, поэтому капитан - предатель попытался застрелить его из своего табельного оружия, но сумел лишь ранить.

Механику не удалось в одиночку помешать Зуеву, и тот благополучно взлетел. Он приземлился в аэропорту турецкого города Трабзона, расположенного на севере страны. Когда к истребителю подбежали турки, преступник соврал им, что он американец.

А. Зуев, угнавший Миг-29 в Турцию
А. Зуев, угнавший Миг-29 в Турцию

МиГ-29 возвратили в СССР, а Зуев получил политическое убежище в США.

Зачем он это сделал? Ему не нравилась жизнь в СССР, и он очень хотел уехать за границу, причем не с пустыми руками, а угнав самый современный истребитель того времени.

Погиб Зуев в 2001 году, разбившись на советском тренировочном самолете Як-52.

1990 год. Захват и угон Ту-154 в Пакистан

Заключенные, захватившие Ту-154
Заключенные, захватившие Ту-154

19.08.1990. На борту пассажирского самолета, следовавшего из Нерюнгри в Якутск, находилось 36 пассажиров и 7 членов экипажа. И этим же рейсом из местного СИЗО в якутский изолятор переправляли 15 заключенных.

Чудовищно? Да. Особенно если учесть, что на 15 человек имелось только трое наручников и трое конвоиров.

Но, как оказалось, это было еще не все. Преступники подготовились к полету - они сумели пронести на судно обрез,переданный им подкупленным ранее охранником.

Как только самолет взлетел, они легко разоружили конвой, забрали оружие и, угрожая взорвать бомбу (ею оказался кусок мыла), велели летчикам следовать в Пакистан.

Командир самолета принял решение возвращаться в Нерюнгри. Там захватчики потребовали принести им еще оружие и парашюты, после чего самолет взял курс на Ташкент.

Там четверо из этих 15 бандитов сдались властям. Им грозили маленькие сроки, поэтому они решили не усугублять свое положение. А оставшиеся 11 злодеев полетели в Пакистан, при этом не отпустив ни пассажиров, ни летчиков.

Но в Пакистане самолет никто не ждал и ему долгое время не давали посадку. Лишь когда командир сказал, что на его борту, кроме преступников, много пассажиров, а топливо заканчивается, пакистанские власти разрешили ему сесть на аэродроме города Карачи.

Преступников здесь же арестовали. Спустя месяц в Пакистане состоялся суд, где их приговорили к смертной казни. Трое угонщиков, испугавшись этого, совершили суицид, но, как оказалось позже, зря - смертную казнь заменили на пожизненное заключение. СССР неоднократно просил Пакистан выдать угонщиков, но просьба так и не была выполнена. Спустя восемь лет преступники попали под амнистию и вышли на свободу.

1994 год. Захват и угон самолета А300 в Алжире

Штурм захваченного самолета бойцами GIGN
Штурм захваченного самолета бойцами GIGN

24.12.1994. Самолет компании Air France собирался вылететь по маршруту Алжир - Париж. На нем находились 209 пассажиров и 12 членов экипажа.

За минуту до взлета на борт зашли четверо мужчин в летной форме и сказали, что пришли для проверки паспортов.

Работники аэропорта, заметив, что самолет почему-то не взлетает, направили к нему спецназ. Проверяющие паспорта, заметив приближение группы, достали оружие и направили его на людей. Затем трое вошли в кабину пилотов, а четвертый остался с перепуганными людьми. Командир сообщил о случившемся диспетчерам.

Захватчики оказались исламистами, требующими освободить из тюрьмы двоих лидеров. Но власти отказались это выполнить, и бандиты убили одного пассажира.

После этого они вновь стали требовать, чтобы самолет взял курс на Францию, иначе они убьют всех, а машину взорвут. Алжирские власти снова отказались это делать, и злодеи убили еще одного человека.

К переговорам подключилась французская сторона, и ей удалось убедить угонщиков отпустить хотя бы часть пассажиров - и 63 человека были отпущены. Освобожденные рассказали, где, как правило, находятся террористы и в каких местах лайнера заложены бомбы.

В это же время поступил анонимный звонок, и некто сказал, что основной целью боевиков является подрыв самолета над Парижем.

Преступникам очень надоело ждать. Они передали новый ультиматум, если самолет не взлетит в ближайшее время, они будут убивать по одному человеку каждые полчаса. Алжирские власти не поверили, а зря. Спустя полчаса был убит первый...

И лишь после этого командир самолета получил разрешение лететь во Францию. Преступникам сообщили, что в Марселе будет совершена вынужденная посадка для дозаправки. Те согласились, но сказали, что летчики должны заправить гораздо больше топлива, нежели нужно, чтобы дотянуть до Парижа. Это говорило о том, что захватчики и в самом деле хотели взорвать самолет над городом. Значит, нельзя выпускать их с марсельского аэродрома.

За несколько минут до посадки на нем захваченного лайнера, там приземлился самолет, на нем находились сорок бойцов французского GIGN (антитеррористического подразделения Французской жандармерии).

Вскоре начался штурм, в ходе которого боевики были убиты, а люди спасены.  Весь «полет» продолжался 54 часа.

Коротко о других захватах самолетов:

1996 год. Захват и угон Ту-154 в Норвегию

3.09.1996. Самолет следовал по маршруту Бейрут - Варна. На борту находились 150 пассажиров и 8 членов экипажа. Один из пассажиров приказал летчикам взять курс на Норвегию. В Осло преступник сдался властям и попросил убежище, но вместо этого получил четыре года тюрьмы, после чего его выслали из страны.

1999 год. Захват и угон А300 в Кандагар

24.12.1999. Самолет А300 совершал рейс из Катманду (Непал) в Дели (Индия). На нем находились 176 пассажиров и 15 членов экипажа. Во время полета его захватили пакистанские террористы, которые сначала велели экипажу лететь в Амритсар (Индия), затем в Лахор (Пакистан), оттуда в Дубай (ОАЭ), а затем в Кандагар (Афганистан), где заложники были освобождены.

2000 год. Попытка угона А300 на Филиппинах

25.05.2000. А300 совершал внутренний полет по маршруту Давао - Манила. На борту находились 278 пассажиров и 13 членов экипажа. Во время полета один из пассажиров достал оружие и потребовал, чтобы все отдали ему свои ценные вещи. Затем он, надев самодельный парашют, велел пилотам открыть люк. Те послушались, но бандит вдруг испугался и отказался прыгать. Один из бортпроводников «помог» ему и вытолкнул из люка. Позже нашли тело горе-грабителя.

2001 год. Захват и угон Ту-134 в Саудовскую Аравию

15.03.2001 Ту-134, летевший по маршруту Стамбул - Москва, захватили трое чеченских боевиков и велели взять курс на Саудовскую Аравию. Когда их требование выполнили, преступники приказали летчикам следовать в Афганистан, иначе грозили взорвать лайнер, на нем в тот момент находилось 174 человека. Силовики Саудовской Аравии начали штурм, в ходе него были убиты террорист, пассажир и стюардесса.

2001 год. Угон четырех самолетов террористами «Аль-Каиды»

Угнанные самолеты врезаются в башни-близнецы
Угнанные самолеты врезаются в башни-близнецы

Эти чудовищные события знает каждый. 11.09.2001четыре пассажирских самолета захватили боевики. Два из них врезались в башни торгового центра Нью-Йорка, третий - в здание Пентагона, четвертый упал в Пенсильвании. Погибло 2977 человек.

2009 год. Захват Boeing-737 на Ямайке

19.04.2009. Лайнер должен был лететь из Монтего-Бей (Ямайка) в Канаду. На судне находились 174 пассажира и 8 членов экипажа. Один из пассажиров, войдя в салон, достал оружие и потребовал развернуть самолет на Кубу. Далее последовали несколько часов переговоров, после чего бандит отпустил людей и сдался.