Море Фактов

Захваты самолетов. Часть 4

, 5599 просмотров

Захват самолета. Его совершают люди, которые стремятся покинуть свою страну и не видят другой возможности, кроме как угнать лайнер. А преступниками становятся те, о ком плохо и подумать-то никто не мог...

1986 год. Захват самолета Ту-134 в Уфе

1986 г. В одной из воинских частей Уфы солдаты грезили о захвате самолета с целью его угона за рубеж. Как оказалось, их непосредственное начальство знало об этом, но не приняло всерьез. «Мечтателей» было семеро, но когда наступило время действовать, согласие дали лишь трое - Николай Мацнев, Сергей Ягмурджи и Александр Коновал.

Преступники были уверены, что захват и угон лайнера - дело простое, так как незадолго до описываемых событий в части прошли учения, где отрабатывались действия при захвате лайнера террористами.

Оставалось только дождаться подходящего дня. 20 сентября все трое стояли в наряде, и им удалось похитить из оружейной комнаты винтовку, автомат и ручной пулемет. После чего они дезертировали из части. Дисциплина в ней хромала, потому отсутствие солдат заметили достаточно поздно.

В городе бандиты сели в такси, наставили на водителя оружие и приказали ехать в сторону аэропорта. На пути им попался пост ГАИ, и солдаты решили, что ехать на милицейском УАЗике безопаснее (его никто не остановит для проверки), чем на такси.

Когда столь желанный УАЗ появился, они отпустили таксиста и начали стрелять по сидящим в нем двоим милиционерам. Убив их, двое бандитов сели в машину и уехали, а Коновал, испугавшись, сбежал.

В аэропорту преступники увидели Ту-134, совершавший рейс по маршруту Киев - Уфа - Нижневартовск. На борту находились 76 пассажиров и 5 членов экипажа.

Негодяям удалось беспрепятственно добраться до самолета (хороша же охрана!) и войти в салон. Захватчики, направив оружие на пассажиров и членов экипажа, потребовали лететь за рубеж.

Командир сообщил о произошедшем диспетчеру и стал вести с захватчиками переговоры. Вскоре к самолету подъехало и начальство части, откуда дезертировали угонщики. Разговоры ни к чему не привели, но за это время группа захвата КГБ окружила судно.

Нервы людей были на пределе. Когда кто-то из них начал возмущаться, захватчики открыли огонь. В итоге одного мужчину застрелили, второй позже скончался в больнице.

Террористы выпустили некоторых пассажиров, будучи уверенными, что оппоненты это оценят и разрешат вылет за границу. Однако этого не случилось.

Бандиты поняли, что шансов у них нет и, замыслив совершить суицид, приняли большие дозы наркотиков. С Ягмурджи случился обморок, а на Мацнева, долгое время принимавшего «травку» ранее, они особо не подействовали.

Маленькая ремарка. Мне непонятно, как человека с таким прошлым взяли в армию, более того, в часть, где отрабатываются навыки противодействия террористам?!

Итак, разъяренный Мацнев, поняв, что самоубийство не удалось, выпустил оставшихся пассажиров и бортпроводниц. После этого начался штурм, и Мацнева ликвидировали. Одна из «шальных» пуль угодила в ногу лежащему без сознания Ягмурджи. В итоге позже ее пришлось ампутировать.

Начался суд. Сергея Ягмурджи приговорили к расстрелу; Коновал (подельник, сбежавший с поста ГАИ) осужден на 10 лет; солдаты, знавшие о захвате и промолчавшие, получили от двух до шести лет.

1988 год. Захват самолета Ту-154 многодетной семьей Овечкиных

Семья Овечкиных, пытавшихся угнать самолет
Семья Овечкиных, пытавшихся угнать самолет

К этому году в семье Овечкиных, живших в Иркутске, было одиннадцать детей. Отец семейства умер, а мать, Нинель Овечкина, поднимала детей (семерых сыновей и четырех дочерей) одна.

Нинель, получившая звание «Мать-героиня», работала продавцом, но старалась находить время для детворы. Заметив, что мальчики тянутся к игре на музыкальных инструментах, она отдала их в музыкальное училище. Преподаватель объединил их в коллектив, и назвал его «Семь Симеонов».

Группа начала побеждать в различных конкурсах и гастролировать по стране. Хотя, как говорили специалисты, талантливы были не все мальчики, а только двое из них. Но, желая поддержать многодетное семейство и показать, что при желании в СССР может пробиться каждый талантливый ребенок, в ансамбле оставили всех мальчиков, а семье дали бесплатно две трехкомнатные квартиры.

В 1987 г. Овечкины побывали с гастролями в Японии. Им там настолько понравилось, что именно тогда у семейства и родилась идея вооруженного угона самолета.

Оружие в чехле для контрабаса
Оружие в чехле для контрабаса

Но как пронести на борт оружие? Проблема, как оказалось, решалась просто. Один из мальчиков играл на контрабасе, который не пролазил для досмотра на металлодетекторе, и служащие аэропорта осматривали его лишь визуально. Именно в него преступники спрятали ружья и патроны, сделав двойное дно.

Овечкины начали продавать свое имущество, купили новую одежду, а также два ружья и патроны. Также они умудрились изготовить несколько бомб.

Людмила, старшая дочь Нинель Овечкиной, уже вышла замуж, поэтому ничего не знала о захвате. В операции принимали участие остальные десять детей и сама «мать - героиня».

8.03.1988 они прибыли в аэропорт Иркутска, прошли досмотр (контрабас осмотрели визуально) и сели на самолет, летевший по маршруту Иркутск - Курган - Ленинград. На борту находились 76 пассажиров и 8 членов экипажа.

Ансамбль "Семь Симеонов"
Ансамбль "Семь Симеонов"

Свободные места были, посему бортпроводницы не возражали, когда Овечкины захотели пересесть в хвост самолета. Стюардессы и все присутствующие в салоне очень тепло отнеслись к многодетной семье. Да и можно ли отреагировать иначе, когда ребятишки показывают фотографии своего ансамбля и с трепетом рассказывают о нем?

Спустя некоторое время старшие Овечкины (26-летний Василий и 24-летний Дмитрий) достали обрезы и направили их на пассажиров, а через стюардессу передали летчикам записку с требованием лететь в Лондон.

Командир сначала хотел подчиниться им, чтобы не рисковать людьми, но топлива на борту до ближайшего зарубежного аэропорта было недостаточно. К тому же экипаж летал исключительно внутри страны и не знал ни английского языка, ни правил полета над другими странами.

Бортинженер вышел в салон и сказал Овечкиным, что топлива хватает лишь до финского Котка, расположенного вблизи нашей границы. Террористы разрешили туда лететь. Но самолет приземлился не в Котке, а на советском аэродроме Вещево.

Узнав об обмане, Овечкины рассвирепели и застрелили стюардессу Тамару Жаркую.

Переговоров Овечкины не хотели, и вскорости начался штурм самолета. Его проводили люди, понятия не имевшие, как себя нужно вести в подобной ситуации. Группа захвата сначала проникла в кабину пилотов, а оттуда в салон. Увидев их, Овечкины начали стрельбу и ранили некоторых из них. «Штурмовики» открыли ответный огонь и … ранили четверых пассажиров.

Овечкины, поняв, что ситуация развивается не по их сценарию, решили взорвать лайнер вместе с людьми. Взрыв спровоцировал возникновение пожара. Началась паника. Кто-то сумел распахнуть аварийный люк - люди начали выпрыгивать наружу, где их ловили и избивали окружившие судно милиционеры. Как стражи закона пояснили позже, они не знали, есть ли среди избиваемых террористы или нет, поэтому захотели перестраховаться, потому и дубасили всех подряд.

Василий Овечкин велел старшей сестре Ольге вывести из самолета младших детей, не принимавших участие в захвате. Остальные, в том числе и Нинель Овечкина, приняли решение застрелиться. 17-летний Игорь испугался смерти и спрятался. Когда Ольга исполнила требования брата, Василий застрелил троих своих братьев, мать и себя.

В итоге столь «успешной» операции самолет полностью сгорел, погибли бортпроводница и трое пассажиров, ранено 19 человек.

Чем закончилась история? Младших Овечкиных отдали на попечение старшей сестры Людмилы, Ольгу осудили на шесть лет, Игоря - на восемь. Оба отсидели гораздо меньше и вышли по УДО. На свободе Игорь занялся распространением «зелья», и его снова арестовали. Вскоре он умер в СИЗО. Его сестра Ольга спилась.

К сожалению, произошедшее наложило отпечаток и на жизнь младших Овечкиных. Повзрослев, двое из них стали инвалидами, следы остальных потеряны.