В море найдется все!

Введите любую фразу, например "марианская впадина"
Море фактовМоре фактов
Поиск

Угоны самолетов. Часть 3

Многие люди и так боятся летать на самолетах. Но иногда, к сожалению, их вполне объяснимые страхи усугубляются многократно, когда борт захватывают преступники, желающие его угнать...

Штурм самолета 18 ноября 1983 года
Штурм самолета 18 ноября 1983 года

1983 год. Попытка угона Ту-134А из СССР

18.11.1983 года. Грузия. Дети очень обеспеченных, по меркам СССР, людей решили сбежать из страны. Это были: 25-летний Иосиф Церетели - сын профессора университета Тбилиси, 26-летний Каха Ивериели и его 30-летний брат Паата Ивериели - дети профессора медицины, 21-летний Гега Кобахидзе - сын известного режиссера и актрисы, 25-летний Давид Микаберидзе - сын управляющего стройтрестом «Интуриста», 19-летняя Тинатин Петвиашвили - дочь научного сотрудника, 32-летний Григорий Табидзе - сын директора проектной организации.

Среди вышеперечисленной «золотой молодежи» были и студенты, и актеры, и медики, а также наркоман и безработный. Практически все они неоднократно были за рубежом, поэтому имели возможность выехать из страны по туристической визе и попросить убежище. Но это не наделает много шума! А им хотелось славы...

Поэтому их отъезд из страны должен получить большую огласку. Как этого добиться? Угнать самолет, причем с применением оружия. А помогал им в этом грузинский священник Теймураз Чихладзе...

Именно этот «святой» человек подал пресыщенной грузинской молодежи идею побега из страны. Более того, именно он должен был под рясой пронести на борт оружие и гранаты. Но в последний момент Чихладзе передумал участвовать в захвате якобы из-за появившейся возможности уехать за границу официально.

Угонщики Тинатин Петвиашвили и Гега Кобахидзе
Угонщики Тинатин Петвиашвили и Гега Кобахидзе

17 ноября, накануне захвата самолета, состоялось бракосочетание двоих будущих террористов - Тинатин и Гега. На свадьбе присутствовала и Анна Варсимашвили, работавшая дежурной в аэропорту, откуда и предполагалось угнать самолет. Именно она и помогла бандитам без досмотра пройти контроль и пронести на борт две гранаты, два «Нагана» и два пистолета.

Вместе с террористами лететь якобы на празднование бракосочетания собрались еще две девушки (Анна Мелива и Евгения Шалуташвили), которые ничего не знали о планах бандитов. У всех девятерых были билеты до Батуми.

Итак, 18 ноября самолет Ту-134А вылетел из Тбилиси. На его борту находились 7 членов экипажа и 57 пассажиров.

Когда, подлетая к Батуми, лайнер должен был начать снижаться, преступники начали действовать. Почему именно здесь? Потому что это было место, наиболее близкое к турецкой границе.

Но в планы бандитов вмешались силы природы. Поднялся сильнейший ветер, и командир самолета принял решение не садиться в Батуми, а возвращаться в Тбилиси. Но пассажиры (и бандиты в том числе) ничего об этом не знали.

Думая, что вскоре самолет приблизится к Батуми, террористы начали свою «операцию». Трое бандитов взяли в заложники бортпроводницу и вместе с ней двинулись к кабине пилотов. По пути они расстреляли троих мужчин, которые им почему-то не понравились.

Подойдя к кабине, они вынудили стюардессу попросить экипаж впустить ее. Когда те открыли дверь, террористы ворвались внутрь и, направив оружие на экипаж, велели изменить курс и лететь в Турцию.

Командир отказался это делать, и разозленные бандиты убили двоих членов экипажа. Штурман самолета сумел достать табельное оружие и открыл по преступникам стрельбу, убив одного из них, ранив другого и вынудив остальных отойти от кабины.

К сожалению, в перестрелке был ранен пилот лайнера, но своего «рабочего места» не покинул. Он стал резко управлять машиной, вынуждая самолет делать быстрые движения из стороны в сторону и сверху вниз. Бандиты замешкались, некоторые упали, что позволило экипажу выиграть время и суметь захлопнуть дверь кабины.

Командир сообщил о случившемся диспетчеру и продолжил полет в Тбилиси.

Увидев закрытую дверь, террористы рассвирепели. Они ранили своих попутчиц Шалуташвили и Меливу, которые, увидев действия своих «товарищей», не поддержали их. Затем был убит один пассажир и ранены двое. А потом преступники начали издеваться над стюардессами.

Экипажу удалось посадить самолет на тбилисский аэродром. Смеркалось, и преступники не видели, что на летном поле лайнер уже поджидает группа захвата.

Когда самолет сел, две бортпроводницы поспешили открыть аварийный люк, при этом одна из них была застрелена. Один из пассажиров, молодой паренек, решил поскорее убежать из самолета и, выпрыгнув, побежал по полю. Группа захвата подумала, что это террорист и застрелила его.

А что преступники? Один из оставшихся в живых, увидев, что самолет приземлился в Тбилиси, а не в Турции, застрелился. А другие продолжали требовать отправки в Турцию, угрожая взорвать лайнер вместе с пассажирами.

Начались переговоры. К самолету привезли родителей угонщиков, но те не стали их слушать.

Поздней ночью начался штурм самолета, который длился всего восемь минут.

В итоге двое террористов были застрелены в ходе операции, а остальные пятеро предстали перед судом. Вскоре в СИЗО нашли тело Церетели, остальных террористов-мужчин приговорили к расстрелу (3.10.84 приговор приведен в исполнение), несостоявшуюся невесту, Тинатин, - посадили на 14 лет, а сотрудница аэропорта, позволившая террористам пройти на борт без проверки, получила три года условно. На мой взгляд, мало.

1985 год. Угон Ан-24 в Китай

19.12.1985 года. Самолет Ан-24 выполняет рейс Якутск - Нерюнгри - Чита - Иркутск. На борту находилось 5 членов экипажа и 46 пассажиров.

Захватчик самолета пилот Шамиль Алимурадов
Захватчик самолета пилот Шамиль Алимурадов

Во время полета штурман лайнера отлучился из кабины «по нужде». Следом за ним вышел и пилот Шамиль Алимурадов, но вскоре вернулся и сказал, что стюардессе срочно нужна помощь бортмеханика. Тот вышел из кабины, и Алимурадов остался один на один с командиром самолета. Он запер дверь кабины, приставил к горлу командира Вячеслава Абрамяна нож и потребовал развернуть самолет и лететь в Китай.

Абрамян смог нажать кнопку тревоги. В этот момент в кабину стали стучать вышедшие ранее члены экипажа, но Алимурадов не открывал дверь.

Командир попытался посадить самолет на ближайшем аэродроме, но Алимурадов не позволил это сделать.

Вячеслав Абрамян был вынужден вести самолет в Китай. В то время у СССР и Китая были достаточно сложные отношения, поэтому было бы логично, если бы, увидев самолет над своими землями, китайцы подняли бы истребители и попытались сбить его, но это сделано не было. 

Но и посадку китайцы не давали - они вынуждали самолет кружить над горами. Командир понял, что те надеются, что вскоре топливо закончится и лайнер рухнет где-нибудь в горах.

Чтобы избежать этого, Абрамян решил садиться на любое ближайшее пригодное место, коим стало рисовое поле. Самолет достаточно успешно приземлился, получив незначительные повреждения. Никто из людей не пострадал.

 "Братание" Алимурадова и китайских военных
"Братание" Алимурадова и китайских военных

Местные власти сообщили о случившемся кому надо, и вскоре вокруг лайнера была выставлена охрана. Алимурадова увезли китайцы, а остальные члены экипажа и пассажиры провели в лайнере еще 29 часов. Спустя это время их на другом самолете отправили на Родину.

Преступник три года прожил в Китае, после чего его передали в СССР, где он пошел под суд. Из его объяснений выяснилось, он угнал самолет, надеясь остаться в Китае или других странах. Почему? Потому что его не повышали по службе.

Казалось бы, Вячеслав Абрамян, сохранив жизни людей, совершил геройский поступок. Но нет. Его (вместе с остальными членами экипажа) много месяцев допрашивали, однако не нашли состава преступления. Но с работы все же уволили...

1986 год. Угон Boeing 747-121 в Пакистан

Boeing 747
Boeing 747

5.09.1986 года. Американский Boeing 747 летел по маршруту Бомбей - Карачи - Франкфурт - Нью-Йорк. На борту находились члены экипажа и 361 пассажир.

Когда лайнер приземлился в Карачи (Пакистан), его захватили члены террористической организации Абу Нидаля. Их целью был угон самолета в Израиль с последующим его крушением над каким-нибудь городом.

Но реализовать этот план захватчики не смогли, так как экипаж, находящийся в кабине, успел покинуть лайнер, а найти других летчиков преступникам не удалось.

С одной стороны, убежав, экипаж лишил захватчиков возможности угнать самолет, а с другой -  они, на мой взгляд, спасли свои жизни, но предали пассажиров.

Не весь экипаж сбежал. Оставшиеся на борту члены экипажа и 23-летняя бортпроводница Нирджа Бханот не оставили пассажиров и пытались защитить их от бандитов. Когда террористы велели забрать у пассажиров паспорта, чтобы найти среди них американцев, они спрятали паспорта 19 человек, чем спасли их жизни.

17 часов с захватчиками велись переговоры, но безуспешно. По прошествии этого времени бандиты, пытаясь добиться желаемого, начали стрелять в пассажиров.

Стюардесса Нирджа Бханот, погибшая при штурме самолета
Стюардесса Нирджа Бханот, погибшая при штурме самолета

Нирджа открыла аварийный выход и помогла многим людям покинуть лайнер. Увидев это, бандиты начали стрельбу. Мужественная девушка закрыла своим телом детей и погибла...

Штурмовая группа начала операцию, угонщики отстреливались, и в итоге 120 человек были ранены, а 43 убиты.

Нирджа Бханот посмертно награждена орденом «Ашока Чакра» - индийской наградой за героизм.

О других угонах самолетов читайте в статье «Самые известные угоны самолетов в истории. Часть 2». 

А еще читают: