Самые известные угоны самолетов в истории. Часть 2

Опубликовано 27 ноября 2017, прочитано 3455 раз

Угнать самолеты в другие страны пытались уже не раз. И в ряде случаев угонщикам сопутствовала удача. Зачем они это делали и каковы были последствия захвата самолета?

"Захват" самолета
"Захват" самолета

Продолжаем начатый в статье «Самые известные угоны самолетов в истории. Часть 1» рассказ о самых нашумевших захватах самолетов.

1971 год. Угон В США «Boeing 727-51»

Этот достаточно странный захват самолета, летевшего по маршруту Портленд - Сиэтл, произошел 24.11.1971 года. На борту находилось 6 членов экипажа и 30 пассажиров.

Фоторобот угонщика самолета Купера
Фоторобот угонщика самолета Купера

Среди пассажиров был Ди Би Купер, сидевший в конце салона. Спустя несколько минут после взлета из Портленда мужчина подозвал бортпроводницу и передал ей записку, в которой говорилось следующее: «Самолет угнан. Я требую два комплекта парашютов и 200 тысяч долларов, которые мне нужно отдать в Сиэтле. Если требования не будут выполнены, я взорву бомбу, которая лежит у меня в сумке.».

Чтобы девушка поняла серьезность ситуации, Купер приоткрыл портфель, и бортпроводница увидела нечто, похожее на бомбу.

Она показала записку экипажу, и командир доложил о случившемся «на Землю». Вскоре экипаж получил приказ следовать своим курсом и передать захватчику, что его требования будут выполнены.

Когда самолет приземлился на аэродроме Сиэтла, Купер приказал отогнать его в самый отдаленный его конец и погасить огни в кабине, чтобы снаружи не было видно происходящее. Потом Купер потребовал, чтобы один служащий аэропорта принес деньги и парашюты.

Требования были выполнены, после чего Купер отпустил всех пассажиров, двух стюардесс и командира. В самолете с ним остались лишь стюардесса, бортинженер и пилот.

Купер проверил деньги, исправность парашютов, после чего велел пилоту взлетать. Когда машина набрала высоту, захватчик велел стюардессе идти в кабину, и остался в салоне один.

Через несколько минут экипаж заметил, что загорелся индикатор, свидетельствующий о том, что открыта дверь самолета. Экипаж, как и было оговорено с Купером, приземлился в Рино (штат Невада). Самолет сразу же окружили полиция и сотрудники ФБР, но войдя в него они увидели, что Купера и денег нет - в салоне лежал лишь один парашют.

Как оказалось, он надел парашют и выпрыгнул. Больше его никто не видел.

Экипаж рассказал следователям о загоревшемся индикаторе, что позволило примерно выяснить местность, над которой выпрыгнул угонщик. Но тщательное ее прочесывание ничего не дало.

Интересный факт. Во время этого последнего полета самолет сопровождал истребитель, но он не заметил прыжок Купера - по словам пилота, из-за облачности.

Сначала специалисты предположили, что Купер погиб, но спустя месяц после этих событий в «Los-Angeles Times» пришло письмо якобы от Купера, но наверняка этого сказать нельзя. Многие эксперты сомневались, что письмо написано Купером, а не любителем розыгрышей. В послании говорилось, что он очень болен, поэтому и пошел на такой шаг.

Прошло девять лет. В 1980 году на берегу реки Колумбия были найдены шесть тысяч долларов. Купюры была весьма потрепанными, было видно, что они долгое время находились под воздействием «сил природы».

Специалисты сверили их номера с номерами купюр, отданных Куперу, - они совпали.

Сыщики считают, что имя угонщика не настоящее. В то время в США были популярны комиксы, главным героем которых был забавный пилот по фамилии Купер. Правда, у него судьба не столь трагична.

1973 год. Катастрофа Ту-104 в Ленинграде

Попытка угона Ту-104 в Ленинграде
Попытка угона Ту-104 в Ленинграде

23.04.1973 года. С аэродрома Пулково в Ленинграде по маршруту Ленинград - Москва взлетел самолет Ту-104, на борту которого находился 51 пассажир.

Когда самолет набрал высоту, бортпроводницу подозвал иван Бидюк - один из пассажиров. Он попросил разрешить ему пересесть в первые ряды, поближе к кабине пилота - стюардесса разрешила. Прошло еще несколько минут. Бидюк снова позвал девушку и вручил ей письмо для экипажа.

«Уважаемый экипаж! Вы должны изменить маршрут и лететь в Швецию. У меня есть взрывчатка, поэтому настоятельно рекомендую исполнить мою просьбу. Иначе самолет будет взорван без предупреждения.»

Командир доложил об этом диспетчеру и получил приказ возвращаться. Бортмеханик Вениамин Грязнов вышел к угонщику и попытался успокоить его.  Войдя в салон, он сказал Бидюку, что самолет сменил курс и летит к Швеции.

Вскоре показался Пулково, и машина начала снижаться. В иллюминатор Бидюк увидел это и понял, что его обманули.

Прогремел взрыв, в результате которого погибли В. Грязнов и преступник. Повалил дым и начался пожар. Пассажиров охватила паника, но экипаж сумел вывести всех из самолета и тем самым избежать других жертв.

1973 год. Катастрофа Ту-104 под Читой

Обломки взорвавшегося Ту-104
Обломки взорвавшегося Ту-104

18.05.1973 года из Москвы в Читу вылетел самолет Ту-104, на борту которого находились 9 членов экипажа и 72 пассажира.

Полет подходил к концу, и самолет уже подлетал к Чите, когда диспетчер получил от его командира сообщение о том, что один из пассажиров приказывает экипажу изменить курс, иначе взорвет бомбу.

Дальнейшие переговоры диспетчера с экипажем были короткими - спустя две минуты командир перестал выходить на связь, а самолет исчез с радаров.

Специалисты поняли, что случилось нечто страшное и отправили вертолет к предположительному месту аварии. К сожалению, они оказались правы - были найдены обломки самолета, разбросанные на 10-километровое расстояние. Конечно же, находившиеся на борту погибли.

Местные жители рассказали, что сначала слышали взрыв в воздухе, а потом с неба стали падать обломки и люди...

Как показало следствие, захватчиком оказался пассажир Чингиз Юнус-оглы Рзаев.

1973 год. Угон Як-40

Попытка угона Як-40 под Читой
Попытка угона Як-40 под Читой

2.11.1973 года самолет Як-40 выполнял полет по маршруту Москва - Брянск. На борту было три члена экипажа и 28 пассажиров.

Полет подходил к концу, когда четверо мужчин достали обрезы: трое направили их на пассажиров, а четвертый попытался проникнуть в кабину пилотов.

Как оказалось позже, бандитами были молодые люди, студенты столичного автомобильного техникума, грезившие о роскошной заграничной жизни.

Услышав шум, из кабины вышел бортмеханик. Увидев происходящее, он быстро захлопнул дверь, не дав бандитам проникнуть в кабину. Сам же остался с пассажирами и попытался обезвредить захватчиков. Ему на помощь пришел один из пассажиров, но силы были не равны - оба получили ранения.

Пассажиры сидели в ужасе.

В это время командир подал диспетчеру брянского аэропорта сигнал тревоги, но он почему-то был проигнорирован.

Бандитам удалось попасть в кабину, и они приказали экипажу возвращаться в Москву - те были вынуждены послушаться. Когда самолет подлетал к столице, угонщики велели командиру сообщить «на Землю», что машина захвачена и бандиты требуют полтора миллиона долларов за освобождение людей и самолета.

Когда лайнер сел, захватчики сделали гуманный жест - отпустили двоих раненых мужчин. Затем они потребовали заправить самолет в обмен на освобождение части пассажиров. Преступники сказали, что оставшихся людей отпустят в Ленинграде, а потом полетят в Швецию.

Но власти СССР решили брать самолет штурмом и не дать ему взлететь. Из милиционеров была сформирована группа захвата, которая притаилась за шасси.

Герой Советского Союза Александр Попрядухин
Герой Советского Союза Александр Попрядухин

Через какое-то время бандитам сообщили, что к самолету несут сумку с деньгами. Вскоре снаружи послышался шум, и захватчики решили, что это «прибыли» деньги. Один из них открыл переднюю дверь, но вместо курьера с деньгами он увидел группу захвата. Бандит начал стрелять. Один из милиционеров, Александр Попрядухин, закрыл товарищей собой. В него попало несколько пуль, но бронежилет спас ему жизнь. В это время к самолету подъехал БТР и открыл стрельбу из пулемета, а затем бойцы пустили в салон слезоточивый газ.

В итоге всей этой операции были ранены два пассажира, из четверых бандитов  один был ранен (позже скончался в больнице), а второй застрелился.

У двоих оставшихся в живых преступников жизнь сложилась так: один из них получил 16 лет тюрьмы, второй признан психически больным и помещен в клинику.

В декабре того же года Александру Попрядухину и командиру самолета Ивану Кашину было присвоено звание Герой Советского Союза.

1976 год.  Угон МиГ-25П советским летчиком Беленко в Японию

Истребитель-перехватчик МиГ-25П
Истребитель-перехватчик МиГ-25П

6.09.1976 года в истребительном полку, расположенном вблизи села Соколовка в Приморском крае, проходили учебные полеты. Виктор Беленко также принимал в них участие.

Одновременно с ним в воздух поднялся еще один МиГ- 25П, но Беленко удалось от него оторваться, и он повернул истребитель-перехватчик в сторону Японии. Затем предатель снизился до 30-метровой, чтобы его не могли засечь ни японские, ни советские радары.

Вскоре Беленко благополучно приземлился в аэропорту острова Хоккайдо и попросил политическое убежище в США. Спустя три дня его переправили в Америку, куда он, собственно говоря, и стремился попасть.

В СССР не сразу поверили в предательство летчика. Сначала считалось, что пилот был вынужден совершить посадку в Японии из-за поломки машины, но...

На угнанном самолете была установлена секретная аппаратура, да и сам он был лакомой добычей для японских и американских специалистов, которые разобрали самолет и тщательно изучили.

15 ноября того же года истребитель вернули в СССР, но он уже перестал быть «секретной разработкой».

Угонщик истребителя Виктор Беленко
Угонщик истребителя Виктор Беленко

Почему Беленко стал предателем? Он был летчиком 1 класса и очень амбициозным человеком, считавшим, что заслуживает большего, чем то, что ему могут дать в СССР. Он активно учил английский язык и, скорее всего, заранее к этому готовился. Некоторые полагают, что Беленко был завербован зарубежными спецслужбами.

Предатель Беленко предал не только Родину, но и свою семью - в СССР у него остались родители, жена и маленький сын, которых он больше не видел.

Что сталось с предателем в США? В первые годы после побега из СССР он читал лекции в военных академиях, рассказывая о советских разработках ПВО и о ужасной жизни в нашей стране. Он стал гражданином США и женился на американке. Правда, вскоре интерес к Беленко со стороны американских спецслужб пропал, и о нем все забыли.

Продолжение следует...