Самые известные угоны самолетов в истории. Часть 1

Опубликовано 24 ноября 2017, прочитано 3871 раз

За годы существования авиации было совершено немало попыток захвата самолетов с целью их угона в другие страны. Об одних подробно рассказывали в новостях, о других же предпочитали молчать...

Летящий самолет
Летящий самолет

Предлагаем вам интересные исторические факты о самых значимых угонах (или попытках угона) самолетов, произошедших в разных странах. Случаи представлены в хронологическом порядке.

1945 год. Побег группы Девятаева

Михаил Петрович Девятаев
Михаил Петрович Девятаев

Вторая мировая война. Февраль 1945 года. Германия. Концлагерь на острове Узедом, пленные которого работали в том числе и на полигоне Пенемюнде - центре, где создавались и испытывались ракеты. Именно здесь и оказался советский летчик Михаил Петрович Девятаев. Среди пленных были и те, кто не смирился и, как и он, хотел совершить побег. Так собралась была группа из десяти человек: М. Девятаев, И. Кривоногов, В. Соколов, В. Немченко, Ф. Адамов, И. Олейник, М. Емец, П. Кутергин, Н. Урбанович и Т. Сердюков.

Изначально планировалось бежать из концлагеря на лодке, но Девятаев убедил товарищей, что проще это сделать на самолете. Началась подготовка к побегу. Сначала нужно было сделать так,чтобы все они работали вблизи аэродрома, также нужно было убрать с места побега неблагонадежных людей.

На краю аэродрома находилась свалка деталей разбитых немецких самолетов. Девятаев, работая на ней, старался найти, рассмотреть и изучить кабины этих машин. Благо фашисты не знали, что он советский летчик, поскольку в лагере он оказался не под своим именем. Также до мельчайших подробностей участниками побега было оговорено, кто и что должен делать.

Немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22
Немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22

Побег планировался на фашистском бомбардировщике Heinkel He 111 H-22.

Была уже назначена дата, но у Михаила произошел конфликт с некоторыми пленными, которые пообещали вскоре лишить его жизни. Это вынудило Девятаева и его товарищей бежать раньше.

Погода несколько дней не давала беглецам осуществить задуманное, но утром 8 февраля небо было чистым. Девятаев решил, что время пришло.

Члены команды работали на аэродроме, разбившись на две группы по пять человек. Михаил заметил стоящий неподалеку самолет без летчиков - вблизи от него прохаживался лишь солдат-охранник. Понятно, что он не дал бы Девятаеву подойти к машине, поэтому Михаилу пришлось соврать и сказать, что им поручено отремонтировать укрытия для самолетов.

На аэродроме были и другие пленные, поэтому команде пришлось дождаться, пока все уйдут на обед. Когда это произошло, Девятаев сказал охраннику, что его команда будет обедать здесь и им скоро принесут обед. Он развел на аэродроме костер и пригласил погреться и пообедать с ними замерзшего немецкого солдата. Тот согласился, подошел и был убит ударом по голове одним из «беглецов». Забрав его оружие, все побежали к самолету.

Но внутри их ждал неприятный сюрприз - Девятаев не смог завести мотор, так как в машине не было аккумулятора. Несколько минут ушло на то, чтобы найти аккумулятор и поставить его.

И вот настал момент взлета. Девятаев сел на место пилота, а остальные беглецы спрятались внутри. Двигатели начали работать, и машина начала двигаться по взлетной полосе. Это заметили фашисты и побежали к самолету.

Машина уже набрала необходимую скорость, но не смогла взлететь. Девятаев был вынужден сбросить скорость, развернуть самолет и повторить попытку. Казалось бы, это полный провал, ведь немцы были уже близко - они уже бежали по взлетной полосе к бомбардировщику с беглецами на борту.

Девятаев направил машину прямо на немцев - те в страхе разбежались, давая самолету дорогу. На этот раз Девятаеву удалось поднять машину в воздух. Как потом рассказывал летчик, вся операция заняла 21 минуту (он фиксировал время по снятым с убитого охранника часам).

Фашисты объявили тревогу, но их бомбардировщики не смогли уничтожить самолет беглецов.

Топлива в баках было достаточно, поэтому сначала команда Девятаева решила лететь в Ленинград, но потом сообразила, что им это не удастся сделать на фашистском самолете - их просто - напросто собьют. Тогда было принято решение лететь к линии фронта. Когда они подлетали к расположению советских войск, по ним те открыли стрельбу - самолет загорелся и Девятаев был вынужден совершить жесткую посадку.

Вскоре к этому месту подошли советские воины, которые и нашли беглецов.

Как оказалось, на этом немецком бомбардировщике была установлена новейшая радиоаппаратура, поэтому его угон фашисты приняли очень близко к сердцу - начальники концлагеря и авиабазы получили сильную взбучку, а Девятаева Гитлер назвал своим личным врагом.

1958 год. Катастрофа в Йыхви

Самолет ИЛ-14
Самолет ИЛ-14

5.09.1958 года. Самолет ИЛ-14 совершал рейс Москва - Ленинград - Таллин. На борту было шесть членов экипажа и одиннадцать пассажиров.

Когда самолет подлетал к Эстонии, пассажир по фамилии Чечет передал с бортпроводницей для командира записку с требованием выйти в салон, иначе будет застрелен. Капитан запер кабину, но вскоре из салона стали доноситься звуки взрывов - это террорист пытался взорвать дверь, чтобы проникнуть в кабину. Как позже рассказали пассажиры, Чечет поджигал что-то от сигареты и бросал в дверь.

Экипаж решил садиться на ближайшем аэродроме Йыхви - небольшого городка Эстонии.

Снова раздался взрыв, и самолет загорелся. К счастью, машина уже была вблизи аэродрома. Самолет сел, пассажиры и члены экипажа сумели покинуть его. Преступник же не стал этого делать и сгорел вместе с машиной.

1966 год. Угон истребителя МиГ-21 в Израиль

Советский истребитель МиГ-21
Советский истребитель МиГ-21

В СССР создан новейший истребитель МиГ-21, который захотели заполучить в Израиле. К этому времени такие машины уже были на вооружении ВВС Ирака, Египта и Сирии. Израиль пытался получить столь желанный истребитель через них, но безуспешно.

В Моссаде (политической разведке Израиля) решили, что есть лишь один способ - угон самолета. Значит, в первую очередь нужно найти пилота-предателя, который согласится это сделать.

Его нашли среди летчиков ВВС Ирака - это был Мунир Редфа, летавший именно на МиГ-21. Ему было 32 и у него была семья, которая стремилась покинуть Ирак. Условия, на которые согласился Редфа, были такими - перевоз всей семьи в Израиль, выплата более миллиона долларов, а лишь потом угон самолета.

Мунир Редфа, угнавший МиГ-21 в Израиль
Мунир Редфа, угнавший МиГ-21 в Израиль

Интересный факт, характеризующий, на мой взгляд, этого человека - Мунир Редфа учился летать на МиГ-21 именно в СССР! Как говорится, научили на свою голову!

Редфа приезжал в Израиль, где со спецслужбами обсудил все подробности предстоящего угона, а также вел переписку с нужными лицами, в которой МиГ называли «бриллиантом». Отсюда и операция по угону получила название - Операция «Бриллиант».

Израильская сторона выполнила все требования, и 15.08.1966 Редфа угнал МиГ-21 из Ирака в Израиль. Операция заняла всего 25 минут.

МиГ-21 был всесторонне изучен израильскими специалистами и передан для ознакомления в США, чему американцы были очень рады.  Как говорится, «чтобы одержать победу, нужно владеть оружием, которое имеет противник...».

Предатель прожил в Израиле три года, затем переехал в Европу, где и скончался в 1998 году.

1970 год. Угон пассажирского самолета Ан-24Б в Турцию

Отец и сын Бразинскасы
Отец и сын Бразинскасы

15.10.1970 Ан-24Б рейса №244 летел по маршруту «Батуми - Сухуми». На его борту было 4 члена экипажа и 46 пассажиров, в том числе, и угонщики - сорокапятилетний Пранас Бразинскас и его сын - Альгирдас.

У угонщиков были места прямо перед дверью в кабину пилотов. Когда самолет набрал высоту, преступники подозвали стюардессу Надежду Курченко и дали ей записку, которую нужно было передать командиру. В ней излагались следующие требования: изменить маршрут, не выходить на связь, за невыполнение - расстрел.

Надежда Курченко, застеленная угонщиками самолета
Надежда Курченко, застеленная угонщиками самолета

Девушка прочла ее и с криком вбежала в кабину. Бразинскасы ринулись за ней, но бортпроводница закрыла вход собой, пытаясь не пустить их внутрь. Прогремели два выстрела, и девушка упала замертво.

Угонщики ворвались в кабину и приказали всем оставаться на местах. Экипаж оказал сопротивление, и убийцы вновь начали стрелять. Было выпущено 24 пули, все члены экипажа были ранены, но, несмотря на это, им было приказано изменить маршрут и лететь в Турцию.

Среди пассажиров началась паника, поэтому бандиты были вынуждены разделиться: папаша остался в кабине, а сынок вернулся в салон.

Самолет благополучно сел на аэродроме турецкого Трабзона. Экипажу была оказана медицинская помощь, после чего они и пассажиры были отправлены обратно в СССР.

Бразинскасы были арестованы. СССР просил выдать преступников, но Турция отказалась это делать. Это «заслуга» США, которые сделали все, чтобы бандиты не были переданы в СССР. Турция их послушалась.

В итоге Бразинскасы, отсидели в турецкой тюрьме лишь два года, после чего попытались уехать в США в качестве беженцев. Америка их не приняла, но отец и сын смогли незаконно проникнуть на ее территорию. Их попытались депортировать, но литовская диаспора поднялась на их защиту, и в итоге они получили право жить в США.

Бразинскасы сменили имена: папаша стал зваться - Френк Уайт, а сынок - Альберт Виктор Уайт. В 2002 году во время ссоры сын убил своего отца.

Продолжение историй о самых известных угонах следует...