Море Фактов

Крушение пассажирских поездов под Уфой

, 4095 просмотров

Эта чудовищная железнодорожная катастрофа (самая крупная в СССР) унесла жизни как минимум 575 человек. Почему как минимум? Потому что, по другим сведениям, жертв в этой катастрофе было 645. Среди них 181 ребенок. Более 600 человек остались живы, но получили серьезные травмы. Что это за катастрофа? Крушение двух пассажирских поездов под Уфой. Они шли по своим маршрутам, но когда поравнялись друг с другом, прогремел сильный взрыв. А эти люди были их пассажирами...

Почему не известно точное количество присутствовавших в поездах пассажиров? Оттого что для детей моложе пяти лет билеты не покупались; люди ехали целыми семьями и нередко у них не оставалось никого, кто бы мог подтвердить их нахождение в этих злосчастных поездах. Также от тел многих жертв остались обугленные фрагменты, по которым опознать никого невозможно.

Итак, обо все по порядку...

СССР. Лето, и пассажирские составы, идущие в сторону теплых курортов и обратно, полны отдыхающих. Зачастую в отпуск едут целыми семьями. Ведь хочется самим отдохнуть и поваляться на теплом песочке, и дать детям порезвиться в ласковых прибрежных морских водах.

3.06.1989 было так же. Поезд Новосибирск - Адлер шел в сторону курортного города, а Адлер - Новосибирск двигался ему навстречу. Каждый шел своим путем, без нарушений правил. Два состава поравнялись в Башкирии, на железнодорожном перегоне Аша - Улу-Теляк, и тут раздался взрыв огромной силы, искореживший поезда.

Это не теракт, всему виной человеческая халатность и нежелание напрячься на своем рабочем месте, чтобы что-то сделать. Таково мое мнение.

Неподалеку от железнодорожных путей, где случилась крушение двух пассажирских поездов, проходил трубопровод Сибирь - Поволжье, по которому транспортировался сжиженный газ. Многочисленные приборы, как и положено, отслеживали все происходящие процессы . Они и показали падение давления в трубе. Кроме того, машинисты составов еще задолго до несчастья сообщали куда нужно, что в районе перегона чувствуется очень сильный запах газа. Но их слова проигнорировали.

Более того, работники трубопровода, дабы компенсировать ослабление давления в трубе, увеличили подачу газа...

Крушение поездов под Уфой
Крушение поездов под Уфой

Как потом выяснилось, в трубопроводе образовалась большая трещина (1,7 м), сквозь которую газ выходил наружу. В районе перегона Аша - Улу-Теляк, подле путей, была довольно большая низина, в которой вытекающий газ и скапливался. В итоге образовался эдакий «газовый водоем» приличного размера.

Можно сказать, что эти два пассажирских поезда оказались не в то время и не там. Когда составы поравнялись друг с другом и со смертоносным «озером», из-за искры (или брошенного окурка) произошел взрыв, раскидавший 11 вагонов, как спички...

По оценке специалистов, мощность взрыва была чуть меньше мощности ядерного взрыва в Хиросиме. О его силе наглядно говорит такой факт - в домах города Аша, находящегося в десяти километрах от взрыва, вылетели стекла; зарево пожара было видно за сто километров, а сам он уничтожил все на своем пути на 250 гектарах.

Был 1.15 ночи 4 июня по местному времени или 23.15 3 июня по московскому времени.

Крушение поездов под Уфой
Крушение поездов под Уфой

В общей сложности в 38 вагонах этих поездов находились 1284 пассажира и 86 железнодорожных работников, обслуживавших поезда и пассажиров в пути.

В результате взрыва произошел сильнейший пожар, уничтоживший полностью семь вагонов и 27 частично. Как мы писали выше, погибло огромное количество народа: 258 сгорели сразу, а 623 остались инвалидами на всю жизнь. Погибли и члены юношеской хоккейной команды «Трактор». 

«Я только лег спать, как прогремел взрыв и небо озарила вспышка, а затем пришла взрывная волна, выбившая стекла. Я побежал в милицию, оттуда вместе с ребятами мы быстро поехали в сторону чего-то страшного. Когда мы примчались на перегон, то действительно увидели ужас: кругом громадными свечами полыхали деревья, дымились обломки составов и стоял дикий крик ужаса и боли заживо горящих людей! Мы побежали к ним, стали сбивать огонь и оттаскивать их подальше от места происшествия. Было очень много детей...» (В. Михеев, редактор газеты «Стальная искра», г. Аша).

Беда случилось ночью, причем в малонаселенном районе. Поэтому до момента прибытия спасателей прошло достаточно много времени.

«Там была страшная картина. От деревьев остались одни обугленные колья, и всюду были разбросаны вагоны...  

Чудовищная нелепость! Один из поездов опоздал на семь минут. И если бы он прошел вовремя, поезда встретились бы в другом месте, и горе бы не произошло...

Я тоже работал на месте катастрофы. Жители окрестных сел рассказали, что в течение нескольких недель чувствовали запах газа и жаловались куда нужно, но их никто не слушал. А работники трубопровода никак не контролировали состояние трубы...» (А. Годок, бывший служащий железной дороги).

А вот что рассказывает о произошедшем врач-реаниматолог В. Загребенко: «Ранним утром мы подлетаем туда, где случилось крушение поездов. Сверху видны только обрубки обгоревших сосен и изогнутые, как бананы, вагоны. Военные уже погасили огонь и собрали пострадавших - и живых, и мертвых. Их же находили ночью, и не разбирали кто жив, а кто нет - всех вповалку складывали на грузовики.

Врачи в первую очередь помогали тем, у кого есть шанс. А раненых со ста процентами ожогов откладывали в сторону. Это не жестокость, а понимание, что, помогая одному смертельно больному,  можно потерять два десятка других...

Особое почтение жителям города Аша. Они сразу же прибежали к больницам, куда подвозили раненых, и начали помогать. Ведь на всех раненых не хватало медсестер, и тут помощь ашинцев была незаменима! Они дежурили рядом с пострадавшими и помогали им чем могли...»

Крушение пассажирских поездов под Уфой, 1989 год
Крушение пассажирских поездов под Уфой, 1989 год

По словам тех, кто помогал выжившим в этой катастрофе, многие приехали туда без седины, а уехали абсолютно седыми. Даже врачи скорой помощи, много чего повидавшие за свою врачебную практику, с трудом пережили случившееся.

Как потом показало расследование, трубопровод был построен с целым рядом серьезных нарушений. Во-первых, изначально он строился для перегонки нефти, а потом его перепрофилировали для переправки сжиженного газа, хотя диаметр уже проложенных труб не подходил для этого. Но на это закрыли глаза. Во-вторых, трубопровод в 14 местах пересекал железнодорожные пути, на трех сотнях километров приближался к ним ближе, чем положено, а также был проложен неподалеку от населенных пунктов, что тоже недопустимо.

После трагедии трубопровод не стали ремонтировать и ликвидировали его.

Причины появления на трубе трещины анализировались очень тщательно. Согласно первой версии, трещина образовалась задолго до крушения поездов, когда экскаваторщик проводил здесь какие-то работы и случайно повредил трубу. Якобы трещина долгие месяцы не росла, и начала увеличиваться лишь за несколько часов до взрыва. На мой взгляд, нашли крайнего.

По второй версии, виновата появившаяся маленькая дырочка в трубе, которая за пару недель разрослась почти до двух метров в длину.

Следствие длилось шесть лет, в результате за решетку попали девять чиновников, двое из которых попали под амнистию, а максимальный срок заключения у остальных - только пять лет. И это за столько искалеченных жизней!

Монумент жертвам железнодорожной катастрофы под Уфой
Монумент жертвам железнодорожной катастрофы под Уфой

Спустя три года там, где произошло крушение пассажирских поездов, был возведен монумент, у подножия которого лежат маршрутные доски с вагонов поезда Адлер - Новосибирск, а на гранитной плите выбиты имена жертв. Тут же захоронены 327 урн с прахом. Ежегодно 3 июня здесь проводятся траурные мероприятия.

Какой вывод страна сделала из этого несчастья? Во-первых, современные вагоны начали делать из более огнестойких материалов. Во-вторых, по сей день вспоминают и ставят в пример тех, кто быстро отреагировал на произошедшее. Например, дежуривший в ту ночь врач М. Калинин не побоялся «получить по шапке» от начальства и личным решением послал на перегон сто машин скорой помощи, чем спас множество жизней.