Крушение двух пассажирских поездов - самые страшные трагедии

Опубликовано 17 ноября 2018, прочитано 546 раз

Эта чудовищная катастрофа унесла жизни как минимум 575 человек. Они были пассажирами поездов, шедших по своим маршрутам. Но когда составы поравнялись друг с другом, прогремел сильный взрыв...

Взрыв пассажирских поездов, 1989 год
Взрыв пассажирских поездов, 1989 год

Почему погибли минимум 575 человек? Потому что, по другим сведениям, жертв в этой катастрофе было 645. Среди погибших был 181 ребенок. Более шестисот человек остались живы, но получили серьезные травмы.

Почему не известно точное количество присутствовавших в поездах людей?Потому что для детей моложе пяти лет были не нужны билеты; люди ехали целыми семьями и нередко у них не оставалось никого, кто бы мог подтвердить их нахождение в этих злосчастных поездах. Также от тел многих жертв остались обугленные фрагменты, по которым опознать человека было невозможно.

Итак, обо все по порядку...

СССР. Лето, потому все пассажирские составы, идущие в сторону теплых курортов и обратно, полны отдыхающих. И, конечно же, зачастую люди едут целыми семьями. Ведь хочется самим отдохнуть и поваляться на теплом песочке, и дать своим детям порезвиться в ласковых прибрежных морских водах.

3 июня 1989 года было так же. Поезд Новосибирск - Адлер шел в сторону курортного города, а Адлер - Новосибирск двигался ему навстречу. Конечно же, каждый шел своим путем, без нарушений правил. Два состава поравнялись друг с другом в Башкирии, на железнодорожном перегоне Аша — Улу-Теляк, и тут раздался взрыв огромной силы, искореживший вагоны поездов.

Это не был теракт, всему виной человеческая халатность и нежелание напрячься на своем рабочем месте, чтобы что-то сделать. Это мое мнение.

Неподалеку от железнодорожных путей, где случилась трагедия, проходил трубопровод Сибирь - Поволжье, по которому транспортировался сжиженный газ. Конечно же, многочисленные приборы, как и положено, отслеживали все происходящие процессы в трубопроводе. Они и показали падение давления в трубе. Плюс ко всему, машинисты составов еще задолго до трагедии сообщали куда нужно, что в районе перегона чувствуется очень сильный запах газа. Но их слова проигнорировали.

Более того, работники трубопровода, дабы компенсировать ослабление давления в трубе, лишь увеличили подачу газа...

Последствия взрыва поездов под Уфой
Последствия взрыва поездов под Уфой

Как потом выяснилось, в трубопроводе образовалась большая трещина (1,7 м), сквозь которую газ выходил наружу. В районе перегона Аша - Улу-Теляк, подле путей, была довольно большая низина, в которой вытекающий газ и скапливался. В итоге образовался эдакий «газовый водоем» приличного размера.

Можно сказать, что эти два пассажирских поезда оказались не в то время и не в том месте. Когда составы поравнялись друг с другом и со смертоносным «озером», из-за искры (или брошенного окурка) произошел взрыв, раскидавший 11 вагонов, как спички...

По оценке специалистов, мощность взрыва была чуть меньше мощности ядерного взрыва в Хиросиме. О его силе наглядно говорит такой факт - в домах города Аша, находящегося в десяти километрах от взрыва, были выбиты все стекла; зарево пожара было видно за сто километров, а сам он уничтожил все на своем пути на 250 гектарах.

Был 1.15 ночи 4 июня по местному времени или 23.15 3 июня по московскому времени.

Искореженные после взрыва вагоны поезда
Искореженные после взрыва вагоны поезда

В общей сложности в 38 вагонах этих поездов находились 1284 пассажира и 86 железнодорожных работников, которые обслуживали поезда и пассажиров в пути.

В результате взрыва произошел сильнейший пожар, уничтоживший полностью семь вагонов и 27 частично. Как мы писали выше, погибло огромное количество людей: 258 человек сгорели сразу, а 623 человека остались инвалидами на всю жизнь. Среди погибших были и члены юношеской хоккейной команды «Трактор». 

«Я только лег спать, как прогремел взрыв и небо озарила вспышка, а затем пришла взрывная волна, выбившая стекла. Я побежал в милицию, где вместе с ребятами мы быстро поехали в сторону чего-то страшного. Когда мы примчались на перегон, то действительно увидели ужас: кругом громадными свечами полыхали деревья, дымились вагоны и стоял дикий крик ужаса и боли заживо горящих людей! Мы побежали к ним, стали сбивать огонь и оттаскивать их подальше от места трагедии. Было очень много детей...» (В. Михеев, редактор газеты «Стальная искра», г. Аша).

Все это случилось ночью, причем в малонаселенном месте. Поэтому к моменту прибытия спасателей, прошло достаточно много времени.

«На месте трагедии была страшная картина. От деревьев остались одни обугленные колья, и всюду были разбросаны вагоны...  

Чудовищная нелепость! Один из поездов опоздал на семь минут. И если бы он прошел вовремя, поезда встретились бы в другом месте, и трагедии бы не произошло...

Я тоже работал на месте катастрофы. Местные жители окрестных сел рассказали, что в течение нескольких недель чувствовали запах газа и жаловались на это, но их никто не слушал. А работники трубопровода никак не контролировали состояние трубы...» (А. Годок, бывший служащий железной дороги).

А вот что рассказывает о произошедшем врач-реаниматолог В. Загребенко: «Ранним утром мы подлетаем к месту трагедии. Сверху видны лишь обрубки обгоревших сосен и изогнутые, как бананы, вагоны. Военные уже погасили огонь и собрали людей - и живых, и мертвых. Их же собирали ночью, потому не разбирали кто жив, а кто нет - всех вповалку складывали на грузовики.

Врачи в первую очередь помогали тем, у кого есть шанс. А людей со ста процентами ожогов откладывали в сторону. Это не жестокость, а понимание, что, помогая одному смертельно больному, за это время можно потерять два десятка других...

Особое почтение жителям города Аша. Они сразу же прибежали к больницам, куда подвозили раненых, и стали помогать. Ведь на всех раненых не хватало медсестер, и тут помощь ашинцев была незаменима! Они дежурили рядом с пострадавшими и помогали им во всем...»

Последствие катастрофы под Уфой, 1989 год
Последствие катастрофы под Уфой, 1989 год

По словам тех, кто помогал выжившим в этой катастрофе, многие приехали туда без седины, а уехали абсолютно седыми. Даже врачи скорой помощи, которые много чего повидали за свою врачебную практику, с трудом пережили случившееся.

Как потом показало расследование, трубопровод был построен с целым рядом серьезных нарушений. Во-первых, изначально он строился для перегонки нефти, а потом был перепрофилирован для переправки сжиженного газа, хотя диаметр уже проложенных труб не подходил для этого. Но на это все закрыли глаза.  Во-вторых, трубопровод в 14 местах пересекал железнодорожные пути, на трех сотнях километров приближался к ним ближе, чем положено, а также был проложен неподалеку от населенных пунктов, что тоже недопустимо.

Конечно же, логично, что после трагедии трубопровод не стали ремонтировать и ликвидировали его.

Причины появления на трубе трещины анализировались очень тщательно. Согласно первой версии, трещина образовалась чуть ли не за несколько лет до катастрофы, когда экскаваторщик проводил здесь какие-то работы и случайно повредил трубу. Якобы трещина долгие месяцы не росла, а лишь начала увеличиваться за несколько часов до взрыва. На мой взгляд, нашли крайнего.

По другой версии, всему виной появившаяся маленькая дырочка в трубе, которая за пару недель разрослась почти до двух метров в длину.

Следствие длилось шесть лет, в результате в места не столь отдаленные попали девять чиновников, двое из которых попали под амнистию, а максимальный срок заключения у остальных был всего лишь пять лет. И это за столько искалеченных жизней!

Монумент жертвам взрыва поездов под Уфой
Монумент жертвам взрыва поездов под Уфой

Спустя три года на месте трагедии был возведен монумент, у подножия которого лежат маршрутные доски с вагонов поезда Адлер - Новосибирск, а на гранитной плите выбиты имена всех жертв. Тут же захоронены 327 урн с прахом. Ежегодно 3 июня здесь проводятся траурные мероприятия.

Какой вывод страна сделала из этой трагедии? Во-первых, современные вагоны стали делать из более огнестойких материалов. Во-вторых, по сей день вспоминают и ставят в пример людей, которые быстро отреагировали на произошедшее. Например, дежуривший в ту ночь врач М. Калинин не побоялся «получить по шапке» от начальства и своим решением послал на перегон сто машин скорой помощи, чем спас множество жизней.