Долги и должники. Исторические факты

Опубликовано 30 ноября 2018, прочитано 397 раз

Взять деньги в долг - для многих из нас это обычное дело. Не было это чем-то особенным и для живших тысячелетия назад. Но долг платежом красен. Как же взыскивали долги в разные времена и в разных странах?

Должник
Должник

Жить, рассчитывая лишь на уже заработанные семьей средства, правильно, но не всегда получается. Нередко бывают ситуации, когда срочно нужна определенная сумма, а имеющихся денег не хватает. Где взять недостающие средства? Конечно же, взять в долг. Что это будет: кредит в банке или заем у знакомых - неважно. Главное, вовремя платить по долгам.

Вот тут-то и возникает проблема - и сейчас, и тысячелетия назад должники зачастую не возвращали взятые деньги. Не могли они это сделать в силу каких-то обстоятельств или не хотели - суть дела не меняется.

Есть люди (и были ранее, скорее всего), которые берут кредит или в долг, чтобы заплатить предыдущий долг и так по цепочке. И в итоге попадают в ситуацию, как в русской пословице: «Долги, что болото - не заметишь, как увязнешь».

Но, как гласит другая пословица, «долг помнит не тот, кто берет, а тот, кто дает». И это действительно так. И если взятые в долг деньги не возвращаются, кредитор должен либо каким-то образом осуществить взыскание долга с должника, либо возместить ущерб за счет его имущества.

В прошлые века это делалось так, чтобы остальные люди видели возмездие за неуплату долгов и им было неповадно делать так же. Наглядный урок - сильная вещь, с этим не поспоришь!

Давать деньги в долг стали еще в седьмом веке до нашей эры. Делалось это с целью заработка, а не для того, чтобы помочь ближнему, посему на данную взаймы сумму накручивались проценты.

Долговой камень на земле должника
Долговой камень на земле должника

Древнегреческие кредиторы, допуская, что не удастся вернуть деньги, врывали на земле должника камень с надписью, гласящей, что эта земля обеспечивает долг. Такой столб в Древней Греции назывался - «ипотека». По сути, деньги выдавались под залог земли должника, и в случае неуплаты кредитор становился ее собственником. Должника же либо сажали в тюрьму, либо отдавали в рабство.  

Вскоре сложилась ситуация, когда большая часть дееспособного населения была либо в рабстве, либо в местах не столь отдаленных. В это время к власти в Афинах пришел Солон (640 - 559 до нашей эры), который запретил долговые камни, долговое рабство и освободил всех должников. Находившиеся в долговом рабстве у богачей люди вернулись на свои земли, при этом государство заплатило рабовладельцам за них определенную компенсацию. Однако богачи были этим недовольны - очевидно, постоянный тяжелый рабский труд устраивал их больше возвращенных денег.

В Древнем Риме, если люди не могли отдать весь долг сразу, то должны были выплачивать его определенными суммами ежемесячно. Чтобы не забыть о дате выплаты, должники имели долговые блокноты-календари. Максимальный срок погашения долга - два месяца. Если он все же не был погашен, у должника изымалось все имущество, а сам он для окружающих становился человеком без стыда и чести. Если не отданный долг был большим, бедолагу могли сначала подвергнуть пыткам, а потом казнить.

В древности у славян не было долговых книг, и они пользовались палочками с зарубками. Если в долг брались, например, пять монет, то и должник, и заемщик получали по одинаковой палочке с пятью засечками.

А древние кельты, верившие в вечную и счастливую загробную жизнь, нередко давали в долг с условием его возвращения в потустороннем мире.

В Ассирии (сейчас это территория современных Сирии и Ирака) должник уходил на все четыре стороны на поиски денег, а заложниками кредитора становились его близкие. Чтобы должник как можно скорее собрал нужную сумму, кредиторы могли издеваться над заложниками. Конечно, это срабатывало, если должник любил своих близких и стремился скорее избавить их от мук.  

Поговаривают, что как только долг был отдан и заложники возвращались в свои дома, они били должника, чтобы тому впредь было неповадно брать деньги в долг. Соседи это видели и тоже мотали себе на ус. Вот такой наглядный урок.

В Вавилоне кредиторы также брали заложников, правда, это были дети должника. Очень гуманно!

А в Древней Индии кредитор мог избить должника или залезть в его дом, чтобы своровать имущество. И эти действия не были наказуемы, поскольку считалось, что кредитор делает это из благих побуждений, чтобы вернуть утраченное имущество.

Индейцы племени квакиутл
Индейцы племени квакиутл

У североамериканских индейцев племени квакиутл самым ценным, очевидно, считалось имя человека, поскольку деньги в долг тут давались под залог его имени, и пока должник не расплачивался, его нельзя было называть по имени - к нему обращались с помощью жестов и невнятных звуков.

Если на Руси человек не отдавал долг, его пороли при большом скоплении народа. Причем он должен был очень громко орать, чтобы его слышала родня, сжалилась над ним и выплатила его долги.

В средневековой Европе делали также, причем позорные столбы, к которым привязывали должника перед экзекуцией, были основным «украшением» главных площадей всех городов. А посмотреть на это зрелище, как в праздничный день, сходилось почти все население.  

Порка у позорного столба
Порка у позорного столба

Если кредитору было мало порки у позорного столба, он мог отправить должника в долговую яму. Правда, как правило, это делали очень богатые люди, поскольку содержание в яме оплачивало не государство, а сам кредитор. Да и сумма долга должна быть немалой, иначе эта затея оказывалась нерентабельной. То есть человек, стремящийся вернуть себе данные в долг деньги, должен был еще оплатить своему должнику отсидку в долговой яме.

В 16 веке в Англии также наказывали за нежелание платить по долгам и сажали за это в тюрьму. Но перспектива видеть на протяжении какого-то времени небо в клеточку светила лишь тем, кого арестовали на улице, - в доме должника арестовывать его было запрещено. Очень удобно - набрал долгов и не плати, главное, на улицу нос не высовывай!

До 1869 года в Англии действовали долговые тюрьмы, в которые сажали злостных неплательщиков. Должников выпускали раньше, если они выплачивали долги. Если нет - сидели в неволе, причем зачастую вместе со своими семьями. Эти тюрьмы всегда были переполнены, что неудивительно - ведь некоторые неплательщики проводили в неволе по несколько десятилетий.

В Китае в средние века богатым должникам жилось неплохо, по крайней мере, они не теряли свободу, землю и могли не горбатиться, чтобы отработать долг - за них это делали крестьяне, жившие на их землях. Когда долг был отработан, богатей снова получал в собственность заложенную землю.

В средневековой Руси неплательщик должен был лично отработать у кредитора свой долг, но в середине 16 века был принят закон, по которому долги могли быть отработаны не самим должником, а его холопами.

В средневековье давать деньги в долг под проценты было запрещено церковью. Те, кто все же это делал, объявлялись грешниками, им было запрещено причащаться в церкви, а после смерти их не хоронили на освященных кладбищах.

В некоторых странах со смертью должника долги не аннулируются, а передаются его прямым наследникам, и взыскание долга осуществляется с дочерей, сыновей или внуков должника. Кто то скажет: «Какой долг? Может быть, дети и не общались со своими родителями, оставившими им наследство в виде долгов?» А это и не важно.

А кто-то подумает, что таких случаев мало, ведь в большинстве своем, беря деньги в долг, люди рассчитывают свои возможности и платежеспособность. Но это не так. Согласно статистике, только в США более 10% от всех долгов переходят к родственникам должника, поскольку те не успевают погасить их при жизни.

В наше время многие люди предпочитают брать займы не у близких, а у различных организаций, в частности, банков. Конечно же, последние обеспокоены не только платежеспособностью клиента на сей момент, но и его «платежной биографией» в прошлом. Поэтому во многих странах есть общая база, в которой отражена история заемщиков за несколько десятков лет. И это правильно, если речь идет о приличных суммах. Но в такой базе США, в частности, фиксируются разные мелочи, которые в итоге закрывают человеку дорогу в банки. Например, если человек всю свою сознательную жизнь не брал в долг и работал на доходной работе, но пару десятков лет назад потерял библиотечную книжку и не заплатил за нее какую-то мелочь, банк вправе отказать ему и не дать кредит.

В США практически все высшее образование платное (если ты не гений), и это недешевое удовольствие. У семей, как правило, не хватает денег, чтобы оплатить учебу в колледже или университете своему ребенку. Поэтому в стране огромное количество студентов берут так называемые образовательные кредиты. Берут, а отдавать не могут, поскольку даже закончив учебу они не могут начать работать по специальности. Более того, в ряде штатов запрещено брать на работу молодых специалистов с непогашенными долгами - получается замкнутый круг.

По состоянию на 2018 году общая сумма долга по образовательному кредиту в США превысила 1,5 триллиона долларов.

Государства, как и люди, берут друг у друга деньги в долг, и также обязаны их возвращать. Неважно, что в стране за эти годы пришло к власти другое правительство и оно не согласно с взятыми его предшественниками деньгами в долг - платить все равно придется.  

Казалось бы, США - одна из самых могущественных стран мира - основной кредитор, дающий другим в долг и не имеющий долгов. Но нет, совокупный национальный долг США на сей день превышает 21 триллион долларов! Аналитики уверены, что США никогда не смогут расплатиться по долгам.

Еще несколько интересных фактов о долгах:

Рисунок из пьесы "Адвокат Пьер Патлен"
Рисунок из пьесы "Адвокат Пьер Патлен"

В средневековой Франции была популярна пьеса «Адвокат Пьер Патлен», в которой зажиточный человек подал в суд на бедняка, укравшего у него баранов. Но в ходе заседания богач переключился на судью, не отдавшего ему долг,  и начал на него кричать. Тогда судья прервал его ор ставшими крылатыми словами: «Вернемся к нашим баранам».

Александр Дюма-старший был невероятно щедрым и зачастую, чтобы помочь кому-то, сам занимал, отдавал деньги нуждающемуся и оставался в долгах, как в шелках. Он любил говорить: «Я ни одному человеку не отказал в деньгах, кроме моих кредиторов...».

В 1827 году алжирский правитель Хусейн-дей поссорился с консулом Франции Девалем, не сдержался в гневе и дал французу опахалом по щеке. Причина? Нежелание генконсула посодействовать перед правительством Франции о выдаче Алжиру кругленькой суммы денег. Сия несдержанность привела к обострению отношений с Францией, ее вторжению в Алжир в 1830 году и оккупации, длившейся более века.

Интересная история произошла в Люксембурге. Начиналось все банально. В 2011 году один житель этой страны поставил свою машину на платную парковку. Все бы ничего, если бы мужчина заплатил положенную сумму и забрал авто. Но он этого не делал как минимум три года. Машина стояла на парковке, ее владелец ничего не платил, а сумма долга ежедневно увеличивалась, что естественно. По состоянию на 2014 год, долг за парковку составлял уже тридцать тысяч евро, что было гораздо больше стоимости самого автомобиля. Поэтому владельцы парковки уверены, что хозяин никогда не заберет свою машину и, соответственно, они не смогут взыскать с него долг. При этом избавиться от машины (например, отвезти ее на свалку или в другое место) работники парковки тоже не могут - по законам Люксембурга ее нельзя трогать, поскольку авто стоит в положенном месте и соблюдаются все правила парковки.  Хозяева парковки подали в суд на неплательщика, но есть одна проблема - они должны доказать, что машину парковал именно хозяин, а не кто-то другой. А он отказывается, говоря, что на его авто ездил друг и он же ставил ее на стоянку. Чем закончилась эта история - неизвестно.